Единый день информирования Назад

«О ходе выполнения Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»

Выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее - Декрет) находится на постоянном контроле органов исполнительной власти Гродненской области. После вступления в силу Декрета облисполкомом, горрайисполкомами проведена необходимая организационно - разъяснительная работа по доведению его требований до руководящих кадров, трудовых коллективов и населения области.
Во всех горрайисполкомах проведены заседания исполкомов, совещания и семинары с руководящими работниками, со специалистами по кадровой работе организаций с участием представителей правоохранительных органов, прокуратуры по разъяснению норм Декрета, обсуждению задач, вытекающих из его требований. В трудовых коллективах области в январе 2015 года был проведен единый День информирования населения по доведению его положений до всех работников.
За время действия Декрета вопросы выполнения его положений рассматривались на заседаниях горрайисполкомов при обсуждении хода выполнения Директивы № 1.
При обсуждении отчетов руководителей организаций рассматриваются вопросы обеспечения производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, надлежащих условий труда. Облисполкомом, Гродненским городским, Зельвенским, Ивьевским, Новогрудским райисполкомами практикуется проведение выездных заседаний исполкомов с осмотром содержания производственных и социально-бытовых объектов.
Проводимая органами исполнительной власти работа по реализации Декрета № 5 способствует укреплению порядка и дисциплины, повышению ответственности должностных лиц за выполнение своих обязанностей. Во исполнение требований Декрета № 5 во всех коллективных договорах организаций области предусмотрены меры дисциплинарной ответственности, которые могут применяться к работникам, совершившим дисциплинарный проступок.
В контрактах с руководителями и государственными служащими предусмотрено положение о прекращении контракта за необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения, а также за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть работника. В соответствии с требованиями Декрета дополнен перечень ограничений, установленных для государственных служащих и руководящих кадров.
При проведении аттестации председателей горрайисполкомов, их заместителей, руководителей организаций коммунальной собственности обеспечивается строгий подход к оценке результатов их управленческой деятельности, уровня их профессионализма, состояния работы с кадрами, соблюдения критериев, определенных Декретом № 5, по обеспечению исполнительской и технологической дисциплины, надлежащих условий труда в возглавляемых органах и организациях, что позволяет выявить проблемы и недостатки в руководстве конкретной отраслью или сферой деятельности.
В 2015 году с оценкой «не полностью соответствует занимаемой должности с отсрочкой аттестации на один год при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии» были аттестованы 5 руководящих работников, в том числе один председатель райисполкома.
В 2016 году облисполкомом, горрайисполкомами проведена аттестация 88 руководителей организаций, из них с оценкой работы:
«соответствует занимаемой должности» - 82 руководителя;
«не полностью соответствует занимаемой должности с отсрочкой аттестации на один год при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии» - 6 руководителей.
Проводится работа по обеспечению требований антикоррупционного законодательства, письменных обязательств по соблюдению ограничений, установленных для государственных должностных лиц и приравненных к ним лиц Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией».
В январе 2016 года на заседании облисполкома с приглашением руководителей структурных подразделений облисполкома, руководителей областных организаций и административных органов, председателей Гродненского городского, районных исполнительных комитетов и их заместителей рассмотрен вопрос «О мерах по устранению нарушений законодательства, причин и условий, способствовавших совершению коррупционных преступлений».
Ежеквартально в облисполкоме, горрайисполкомах проводятся заседания комиссий по противодействию коррупции, на которых рассматриваются вопросы предупреждения и выявления предпосылок и причин, создающих условия для противоправной деятельности работников исполнительных и распорядительных органов в целях получения необоснованных льгот и привилегий, неправомерного предпочтения при принятии решений.
Осуществляется контроль за предоставлением государственными служащими и руководителями организаций деклараций о доходах и имуществе. В 2015 году проведена проверка деклараций 15 должностных лиц облисполкома и 32 членов их семей, в 2016 году - 15 работников и 31 члена их семей. В текущем году осуществляется проверка 31 работника и 54 членов их семей Аналогичная работа проводится горрайисполкомами.
Областным исполнительным комитетом, горрайисполкомами области принимаются меры по недопущению назначения на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства, Совета Министров, облисполкома, горрайисполкомов, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам. Регулярно анализируются сведения, зафиксированные в едином государственном банке данных о правонарушениях, допущенных руководящими кадрами и лицами, состоящими в резерве на руководящие должности.
В целях недопущения назначения на должности руководителей и заместителей руководителей организаций области работников, уволенных ранее на другом участке работы по дискредитирующим и компрометирующим основаниям, проводится предварительное изучение кандидатур на наличие сведений, препятствующих их назначению.
Изучение рекомендуемых кандидатур проводится управлением внутренних дел облисполкома, инспекцией Министерства по налогам и сборам по Гродненской области, Комитетом государственного контроля Гродненской области, прокуратурой Гродненской области. Указанные сведения используются также при изучении кандидатур к выдвижению в соответствующий резерв руководящих кадров и при рассмотрении вопросов награждений местными органами власти и государственными наградами Республики Беларусь.
Назначение на должности, входящие в кадровый реестр Главы государства, а также руководителей и заместителей руководителей комитетов, управлений и отделов облисполкома, заместителей председателей горрайисполкомов, глав администраций районов г.Гродно, руководителей организаций, находящихся в собственности Гродненской области, руководителей открытых акционерных обществ с долей акций более 50 процентов, принадлежащих области, согласовывается с помощником Президента Республики Беларусь - инспектором по Гродненской области.
Назначение кандидатур на руководящие должности согласовывается также с соответствующими республиканскими органами управления.
Несмотря на проводимую работу по реализации требований Декрета № 5, продолжают иметь место случаи совершения государственными служащими и должностными лицами действий, несовместимых с нахождением на государственной службе или руководящей должности, нарушения письменных обязательств по соблюдению ограничений, предусмотренных антикоррупционным законодательством, умышленного использования служебного положения в целях получения необоснованных льгот и привилегий.
В облисполком регулярно поступают информационные записки Прокуратуры Гродненской области о состоянии законности в организациях отраслей экономики и социальной сферы области. Наиболее часто отмечающимися негативными проявлениями в действиях руководящих кадров являются совершение действий, выходящих за пределы прав и полномочий отдельных руководителей, нарушения законодательства и противоправные действия, факты взяточничества, случаи управления транспортом в нетрезвом состоянии.
За время действия Декрета № 5 в Гродненской области освобождены по дискредитирующим основаниям от должностей, включенных в кадровые реестры облисполкома и горрайисполкомов, 14 руководителей в 9 регионах области.
Из них в 2015 году: заместители председателей Лидского и Слонимского райисполкомов, начальник отдела образования, спорта и туризма Свислочского райисполкома, начальник землеустроительной службы Гродненского горисполкома, заместители начальников отделов образования, спорта и туризма Ошмянского райисполкома и администрации Октябрьского района г. Гродно, председатели Третьяковского и Белицкого сельских исполнительных комитетов Лидского района, главный врач учреждения здравоохранения «Мостовская центральная районная больница», председатель СПК «Малоберестовицкий элитхоз» Берестовицкого района, директор унитарного коммунального предприятия «Комбинат школьного питания» г. Лида.
В 2016 году освобождены от должностей, включенных в кадровые реестры райисполкомов, за грубое нарушение должностных обязанностей, совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе, начальник юридического отдела Лидского райисполкома, начальник отдела экономики Ивьевского райисполкома, председатель Больтишского сельского исполнительного комитета Вороновского района.
За различные нарушения исполнительской дисциплины, невыполнение поставленных задач в 2016 году председателем облисполкома объявлено 9 выговоров, 40 замечаний руководящим работникам облисполкома и горрайисполкомов, за текущий период 2017 года - 3 выговора и 27 замечаний.
В соответствии с пунктом 6 Декрета № 5 расторгнуты трудовые договоры и контракты по дискредитирующим обстоятельствам с 672 работниками, в том числе: с 6 руководителями структурных подразделений организаций, 27 специалистами организаций, из них: за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения - с 9-ю, за прогул - с 17-ю, за систематическое неисполнение служебных обязанностей - с двумя работниками, по другим причинам увольнения по дискредитирующим основаниям - с четырьмя работниками.
Нарушение норм Декрета № 5, совершение руководящими кадрами и работниками исполнительных и распорядительных органов области нарушений дисциплины, коррупционных преступлений является следствием недостаточной предупредительной и профилактической работы с кадрами.
Антикоррупционная работа не должна быть ограничена только деятельностью правоохранительных органов и привлечением виновных к юридической ответственности, хотя это, безусловно, очень важно. Необходимо более активно задействовать в этой работе внутренние механизмы контроля исполнительных органов. Созданные в горрайисполкомах комиссии по противодействию коррупции должны принимать меры по предупреждению и выявлению предпосылок и причин, создающих условия для противоправной деятельности работников и должностных лиц, умышленному использованию ими служебного положения в корыстных целях.
Всем руководителям надо относиться очень серьезно к данной работе. Упущения в этом вопросе повлекут за собой тяжёлые последствия, поломанные судьбы и т.д. Поэтому необходимо ещё раз всем на местах, и прежде всего руководителям, изучить нормы Декрета № 5.
Выполнение руководителями всех уровней норм Декрета № 5, соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины будет способствовать повышению эффективности работы социально-экономического комплекса области.