Единый день информирования Назад

Основные направления налоговой политики на 2016 год и итоги деятельности налоговых органов Гродненской области за 2015 год.

Налоговая политика является неотъемлемой частью социально-экономической политики страны и развивается, и меняется вместе с приоритетами государства. В последние годы принято ряд мер, направленных на совершенствование и упрощение законодательства о налогах и сборах, и создание стабильной, устойчивой налоговой системы.
Сегодня каждый сознательный гражданин республики понимает, что формируя свыше 70 % доходов бюджета, налоги являются гарантом благосостояния государства и общества. В одном из своих выступлений Министр по налогам и сборам Республики Беларусь С.Э. Наливайко отметил: «...налоги - это не только денежные средства, поступающие в бюджет, но прежде всего осознанная позиция, деятельное участие каждого из нас в финансировании общих расходов. Так формируется благополучие страны, в которой все исправно уплачивают налоги: мы заботимся о государстве, а государство заботится о нас».
Одной из основных задач, стоящих перед налоговыми органами, является придание налоговому законодательству функции, стимулирующей добросовестное исполнение плательщиками своих обязанностей. Налоговая служба смещает акценты в своей работе с фискальной части функций на взаимодействие с плательщиками, становится партнером плательщика, его помощником в исполнении обязанностей по уплате налоговых платежей и как следствие такого взаимодействия из года в год растет доля платежей, которые поступают в добровольном порядке. «Живите мудро. Трудитесь честно!» - с таким призывом налоговая служба обращается сегодня к налогоплательщикам республики и данный слоган как нельзя лучше отражает сущность гражданской ответственности и налоговой культуры.
Налоговая система Беларуси за последние годы динамично совершенствовалась и реформировалась, и сегодня практически не отличается от налоговых систем других государств. В сравнении с большинством стран Евросоюза, мы имеем один из самых коротких перечней налогов и низкие ставки.
Проведенная за прошедшие годы работа по формированию и упорядочению законодательной базы в сфере налогообложения позволила отменить ряд налоговых платежей, упростить механизмы взимания основных налогов, увеличить периоды их уплаты, сократить количество подаваемых налоговых деклараций.
Все это нашло отражение в позитивных оценках предпринимательских кругов, росте деловой активности, улучшении позиции Беларуси в международных рейтингах.
По итогам Доклада «Ведение бизнеса 2016», опубликованного 27 октября 2015 года, Беларусь заняла 44 место в общем рейтинге благоприятности ведения бизнеса (страны ранжируются с 1 до 189 места, первое место - наиболее высокое).
По показателю «Налогообложение» республика занимает 63 позицию, что по сравнению с предыдущей оценкой ниже на три пункта. Однако, за последние пять лет позиция нашей страны улучшилась на 95 пунктов.
По-прежнему, основной задачей налоговых органов является - выполнение доходной части бюджета государства и из года в год данная задача успешно решается. Проводимая инспекциями Гродненской области систематическая работа по безусловному выполнению доведенных плановых назначений и мобилизация дополнительных поступлений в бюджет вот уже на протяжении двадцати пяти лет позволяет обеспечить выполнение доходной части бюджетов всех уровней всеми городами и районами области.
Правильная расстановка приоритетов в работе, организация тесного взаимодействия с органами власти, другими контролирующими органами, с плательщиками послужили успешному выполнению налоговыми органами области всех задач, поставленных на 2015 год.
Бюджет Гродненской области в 2015 году формировали более, чем 16 тысяч состоящих на налоговом учете юридических лиц, почти 27 тысяч индивидуальных предпринимателей и более 358 тысяч физических лиц. За последние пять лет количество юридических лиц увеличилось на 1,3 тысячи, а физических лиц - на 16 тысяч.
В консолидированный бюджет Гродненской области за 2015 год поступило 16 309,6 млрд. руб. налогов и неналоговых платежей, в результате чего текущий план доходов выполнен на 100,6%, в том числе в республиканский бюджет - 6 891,6 млрд. руб., местные бюджеты - 9 418,0 млрд. руб.
По отношению к 2014 году поступления консолидированного бюджета в сопоставимых ценах снижены на 1,7%, в том числе местных - на 9,7%. В части республиканского бюджета поступления возросли на 11,9%.
Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета занимают акцизы - 26,8 %. На втором месте подоходный налог - 21,4%, далее налог на добавленную стоимость - 13,6%, налог на прибыль - 6,5%, налог на недвижимость - 4,5%, налог при упрощенной системе налогообложения - 2,0%. На долю всех остальных платежей приходится всего 25,2%.
Что касается регионов области, то наибольшие суммы поступают в бюджет от плательщиков города Гродно - 66,1%, Лидского района - 8,2%, Волковысского - 3,9%, Слонимского - 3,3%, Гродненского - 2,8% и др.
Безусловно, в бюджете области львиную долю составляют платежи организаций - 93,4% или 15231,7 млрд. руб., в том числе 11451,9 млрд. руб. - организаций государственного сектора экономики, которые, по-прежнему, является основополагающим звеном в формировании бюджета области и 3779,8 млрд. руб. - это платежи от организаций негосударственного сектора экономики.
Платежи индивидуальных предпринимателей составляют 2,5% консолидированного бюджета области или 404,6 млрд. руб. Физическими лицами внесено в бюджет 673,3 млрд. руб., а удельный вес в общих поступлениях - 4,1%.
Среди субъектов хозяйствования выделяется особая категория плательщиков - это крупные организации, участвующие в формировании значительной части доходов бюджета и в совокупности являющиеся гарантом финансовой стабильности экономики.
В области к данной категории относится 8 организаций:
ОАО «Красносельскстройматериалы»,
ОАО «Скидельский сахарный комбинат»,
ОАО «Лидское пиво»,
ОАО «Лакокраска» г. Лида,
ОАО «Гродно Азот»,
Производственное республиканское унитарное предприятие «Гроднооблгаз»,
ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман»,
ГРУП «Гродноэнерго».
Указанными организациями в 2015 году уплачено в бюджет 5032,4 млрд. руб., что занимает 30,9% в общем объеме поступлений. Вместе с тем, поступления от крупных организаций по сравнению с прошлым годом сократились на 10,4% или на 583,9 млрд. руб., что и сказалось на динамике поступлений в целом по области.
Из общей суммы поступлений в бюджет в целом по области за 2015 год на долю малого предпринимательства приходится 14,1%, а количество состоящих на учете субъектов данной категории в области составляет более 35 тысяч.
Одной из первостепенных задач налоговых органов является обеспечение полноты и своевременности поступления налогов, сборов и других платежей в бюджет. В этой связи оперативное принятие полного комплекса мер по обеспечению исполнения налоговых обязательств плательщиками, принятие мер принудительного взыскания и обязательный контроль за финансовыми потоками имеют особую актуальность.
Задолженность субъектов хозяйствования и физических лиц Гродненской области по налогам и сборам на 1 января 2016 года составила 25,5 млрд. руб. или 0,16% к плановым доходам бюджета.
Полностью рассчитались с бюджетом плательщики Вороновского и Кореличского районов, в трех районах задолженность числится только по имущественным платежам: Гродненском - 2,6 млн. руб., Ошмянском - 1,2 млн. руб. и Щучинском - 1,7 млн. руб.
Наибольший удельный вес в структуре задолженности занимают долги предприятий-производителей ликероводочной продукции - 58,0% и бытового обслуживания населения - 21,0%.
Крупнейшими должниками являются: ОАО «Новогрудский винзавод» - 6,5 млрд. руб., ОАО «Слонимский винно-водочный завод» - 5,6 млрд. руб., РУП «Слонимский комбинат бытового обслуживания населения» - 4,2 млрд. руб., ЛРСУП «Можейково» - 2,8 млрд. руб., Ивьевское унитарное коммунальное предприятие бытового обслуживания населения - 0,6 млрд. руб., Свислочское унитарное коммунальное предприятие бытового обслуживания населения - 0,6 млрд. руб.
Задолженность по текущим платежам составила 25417,1 млн. руб., или 99,6% в общей сумме задолженности, задолженность прошлых лет - 103,4 млн. руб. или 0,4%.
Задолженность по платежам в бюджет организаций государственного сектора экономики составила 20730,3 млн. руб., или 81,2 % от общей суммы задолженности по 8 субъектам хозяйствования.
Задолженность субъектов хозяйствования негосударственного сектора экономики составила 4569,3 млн. руб. или 17,9% по 32 субъектам, в том числе 21 организацией на 4111,1 млн. руб. и 11 индивидуальными предпринимателями на 458,2 млн. руб.
За 2015 год налоговыми органами в принудительном порядке взыскано в бюджет 1394,0 млрд. руб., в том числе со счетов плательщиков - 163,5 млрд. руб., дебиторов - 1225,4 млрд. руб., изъято наличных денежных средств из касс должников - 4,1 млрд. руб.
Удельный вес принудительного взыскания составил 8,6% и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 1,0 процентный пункт.
За 2015 год в лицензирующий орган налоговыми органами направлено 46 представлений о нарушениях лицензионных требований, по результатам рассмотрения которых вынесено 26 предупреждений о недопустимости наличия просроченной задолженности два раза и более в течение календарного года за поставленную алкогольную продукцию и (или) табачные изделия, 14 субъектов хозяйствования лишены лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками.
За нарушения лицензионных требований и условий, выразившихся в наличии просроченной задолженности два раза и более в течение календарного года по расчетам за поставленные алкогольные напитки, составлено 55 административных протоколов по ч.1 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь. Решениями суда привлечен к административной ответственности 51 субъект хозяйствования, сумма штрафов составила 0,2 млрд. руб., конфискован доход в сумме 0,9 млрд. руб.
Налоговое администрирование в современных условиях тесно связано с информационными технологиями. Приоритетным направлением совершенствования в этой области является упрощение и расширение возможностей применения системы электронного декларирования (СЭД), предоставление плательщикам различных электронных сервисов и услуг.
СЭД функционирует в республике с 2009 года. Количество плательщиков, использующих электронный формат взаимодействия с налоговыми органами, в регионе неуклонно растет. Только в течение 2015 года в Гродненской области зарегистрировалось 8 тысяч новых абонентов. На сегодняшний день участниками СЭД стали 30 тысяч плательщиков, что составляет более 79% от общей численности субъектов хозяйствования, состоящих на учете в налоговых органах Гродненской области.
Облегчение заполнения налоговых деклараций, актуальность форм налоговой отчетности, автоматизация представления и контроль правильности их заполнения - это только малая часть того, что на сегодня может предложить СЭД. Данная система позволяет плательщикам значительно сэкономить свое время, т.к. теперь не нужно стоять в очередях в налоговой инспекции, декларацию можно подготовить на своем компьютере и отправить ее в электронном виде. При этом, сделать это можно в любой день недели, в любое время суток, в то время как декларацию на бумажном носителе в инспекции примут только в рабочее время. Так, например, в 2015 году в налоговые инспекции Гродненской области в электронном виде поступило 218 тысяч деклараций, в том числе 38 тысяч деклараций (более 17%) были поданы плательщиками с 18:00 до 24:00. СЭД удобна и для налоговых инспекций, поскольку позволяет уменьшить очереди, которые создаются в последний день сдачи деклараций.
Система электронного декларирования, позволяет отправлять в налоговые инспекции не только декларации, но и практически любые другие документы, в том числе и при осуществлении административных процедур. Плательщик может в электронном виде заявить о своем желании зачесть, вернуть излишне уплаченные суммы налогов, перенести срок проведения плановой проверки, получить от налоговых органов разъяснения о принятых решениях и многое другое. Так, помимо налоговых деклараций, на портал Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) в 2015 году поступило боле 48 тысяч различных электронных документов от плательщиков Гродненской области.
В 2015 году появилась возможность направлять в налоговые органы в электронном виде заявления о ввозе товаров с территории государств - членов ЕАЭС без представления его на бумажных носителях. Таким образом, создан полноценный электронный документооборот между налоговыми органами и плательщиками.
На портале МНС (www.portal.nalog.gov.by) внедрен и набирает популярность электронный сервис «Личный кабинет», который представляет плательщикам ряд преимуществ. Сервис позволяет самостоятельно в автоматическом режиме получать из учетной системы налоговых органов различные сведения, такие как «Выписка из своих лицевых счетов» или «Справка о состоянии расчетов с бюджетом» и др. В «Личном кабинете» плательщики могут заполнять декларации непосредственно на портале, без установки на своем компьютере автоматизированного рабочего места.
Доступ в «Личный кабинет» физическим лицам осуществляется по идентификационному коду и паролю, для получения которых необходимо посетить любую налоговую инспекцию с документом, удостоверяющим личность. Услуга бесплатная. Физические лица в «Личном кабинете» могут получать извещения на уплату земельного налога и налога на недвижимость, записываться на личный прием к руководству инспекций, оплачивать налоги через интернет-банкинг Беларусбанка или Белгазпромбанка. Планируется привлечение всех головных банков Республики к взаимодействию с порталом МНС.
Новый электронный сервис «Налоговый калькулятор» размещен на сайте МНС. Данный сервис разработан для расчета суммы подоходного налога с физических лиц с целью повышения налоговой грамотности населения. Он позволяет любому пользователю самостоятельно рассчитать сумму подоходного налога с физических лиц - для этого необходимо лишь ввести соответствующие данные. Расчет налога с граждан с помощью данного сервиса носит ознакомительный характер.
Таким образом, благодаря СЭД плательщик, находясь в любой точке мира, где есть доступ в Интернет, может ознакомиться со своими ранее созданными формами налоговой отчетности, запросить интересующие его сведения из учетной системы налоговых органов, направить запрос о разъяснении налогового законодательства, заполнить новую декларацию и, при наличии в банке карт-счета, тут же провести оплату налоговых обязательств.
Кроме того, абоненты СЭД получают доступ к Единой информационной базе данных контролирующих (надзорных) органов, который позволяет владеть информацией об отнесении их к определенной группе риска по установленным критериям.
Используя полученный сертификат электронно-цифровой подписи, можно также подавать отчетность в виде электронного документа в подразделения «Белгосстрах», органы государственной статистики; подавать в регистрирующий орган изменения или дополнения, вносимые в учредительные документы.
Вместе с тем, каким бы совершенным ни было налоговое законодательство и набор сервисов предоставляемых плательщику по исполнению своих налоговых обязательств, в работе налоговых органов не обойтись без действенной и эффективной системы налогового контроля.
В течение 2015 года налоговыми органами Гродненской области проведено 7 081 проверка, в том числе в отношении 1 333 организаций, 4 231 индивидуального предпринимателя, 2 850 физических лиц. Нарушения законодательства установлены у 99,1% проверенных плательщиков.
В целом, проведенные мероприятия контрольного характера позволили дополнительно изъять из теневого сектора экономики и направить в бюджет 417,2 млрд. руб.
По результатам контрольной работы объем доначислений за 2015 год составил 98,7 млрд. руб., из которых 82,2 млрд. руб. взыскано в доход государства.
Проведенные контрольные мероприятия по вопросу обоснованности возврата (зачета) налога на добавленную стоимость позволили оставить в распоряжении бюджета 60,4 млрд. руб.
За 2015 год проведено 2 905 внеплановых тематических оперативных проверок, из них в 2 898 случаях установлены нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве, по результатам которых наложен арест на товары, подакцизную продукцию и денежные средства на общую сумму 55,2 млрд. руб., в доход бюджета обращено 50,7 млрд. руб. К административной ответственности судами и налоговыми органами привлечено 2 064 правонарушителя, предъявлено административных штрафов на общую сумму 4,3 млрд. руб.
Так, инспекцией МНС по Гродненской области совместно с ОБЭП Ленинского района г. Гродно в пункте проката ЧПУП «Б», а также в производственных помещениях, были обнаружены и изъяты товарно-материальные ценности в количестве 144 единиц (ткань, свадебные платья) общей стоимостью 465,9 млн. рублей, на которые не были представлены документы, подтверждающие легальность их приобретения (поступления), а также их отпуск в реализацию. В отношении субъекта хозяйствования составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 12.17 КоАП РБ. Постановлением Экономического суда Гродненской области ЧПУП «Б» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 1,8 млн. рублей с конфискацией товара.
Инспекцией МНС по Гродненской области, совместно с сотрудниками ГАИ УВД Гродненского облисполкома, с привлечением работников инспекции МНС по Ленинскому району г. Гродно установлен факт транспортировки крупной партии текстильных изделий стоимостью 463,8 млн. рублей, перевозившейся в салоне микроавтобуса, принадлежащего ЧТПУП «Т», без соответствующих товаросопроводительных документов. Постановлением экономического суда Гродненской области ЧТПУП «Т» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 1,8 млн. рублей с конфискацией товарно-материальных ценностей.
За 2015 год в результате проведения контрольных мероприятий в отношении физических лиц налоговыми органами области выявлено 2799 плательщиков, допустивших нарушения налогового законодательства, по результатам которых доначислено 14,5 млрд. руб., что на 8,7 млрд. руб. выше уровня 2014 года.
Так, областной инспекцией совместно с 9 Управлением ГУБОП и К по Гродненской области проведена внеплановая тематическая оперативная проверка гражданина Республики Азербайджан «М», имеющего разрешение на временное нахождение на территории Республики Беларусь.
Проверкой установлено, что данный гражданин в 2014 году приобрел в СПК «О» Мостовского района более 330 тонн картофеля. Реализация приобретенного картофеля осуществлялась гражданином в Дятловский филиал Гродненского облпотребобщества. При этом реализация картофеля оформлялась на подставных лиц - граждан Мостовского и Дятловского районов, которыми представлялись документы (паспорта) для оформления фактов сдачи картофеля и получения наличных денежных средств из кассы общества.
Факт осуществления гражданином «М» незарегистрированной предпринимательской деятельности подтвержден первичными документами, представленными СПК, а также объяснениями 10 граждан, на которых оформлялась реализация картофеля в Дятловский филиал ОПО.
Всего гражданином от осуществления незарегистрированной предпринимательской деятельности был получен доход в сумме 577 млн. руб.
По факту получения дохода от занятия незаконной предпринимательской деятельностью в особо крупном размере Управлением следственного комитета по Гродненской области в отношении «М» возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 233 УК Республики Беларусь. В ходе расследования данного уголовного дела, сумма ущерба была возмещена в бюджет в полном объеме.
По результатам проведения проверки декларации о доходах и имуществе гражданина Ш., являющегося индивидуальным предпринимателем, было установлено превышение расходов над доходами в сумме 10,7 млрд. рублей. Расходы сложились за счет внесения наличных денежных средств на счет ИП, а также расходов по приобретению товаров за пределами РБ.
Гражданином в качестве источников доходов были представлены договоры займов денежных средств с гражданином Республики Польша на сумму 550,0 млн. руб. и с гражданином Украины (житель г. Донецка) на сумму 9023,9 млн. рублей.
Налоговым органом, представленные договоры не приняты во внимание и расценены как фиктивные, по следующим основаниям:
- местом составления указанных договоров указана территория РБ, вместе с тем, согласно базы данных пограничного контроля «Беркут», на дату составления указанных договоров иностранные граждане - займодавцы, Государственную границу не пересекали и на территории РБ не находились;
- учитывая, что на дату составления договоров займа сумма по ним превышала в эквиваленте 10 000 дол. США и при их ввозе на территорию РБ их следовало задекларировать, вместе с тем, согласно сведений базы данных таможенного комитета, ввоз валюты указанными лицами не декларировался.
На основании вышеизложенного, в суммы превышения налоговым органом был исчислен и предъявлен к уплате гражданину подоходный налог в сумме 1 485,3 млн. рублей, который уплачен бюджет в полном объеме.

В ходе проведения контрольных мероприятий в отношении гражданина С. был установлен факт приобретения указанным гражданином жилого дома в г. Минске и автотранспортного средства всего общей стоимостью 1,5 млрд. рублей. В представленной по требованию налогового органа декларации о доходах и имуществе гражданин С. в качестве источников дохода указал заемные денежные средства, полученные не от близких родственников в сумме 1,3 млрд. рублей. Учитывая, что гражданином С. на дату представления декларации о доходах и имуществе указанные займы не возвращены, налоговым органом исчислен и предъявлен гражданину С. подоходный налог в размере 143,7 млн. рублей, который поступил в бюджет в полном объеме.
В настоящее время проводится кампания по декларированию физическими лицами доходов, полученных в 2015 году, срок представления декларации не позднее 1 марта 2016 года.
Обязаны представить декларацию физические лица - налоговые резиденты Республики Беларусь, получившие в 2015 г. следующие доходы, подлежащие налогообложению:
- доходы от физических лиц (продажа двух квартир (домов, земельных участков, дач и т.п.) в течение пяти лет; более одной машины массой не свыше 3500 кг. в течение года и т.д.)
- доходы от источников за пределами Республики Беларусь (доходы из-за границы, выигрыши в иностранных игорных заведениях);
- доходы от физических лиц в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, в размере, превышающем 43 660 000 руб.;
- другие доходы, удержание подоходного налога с которых не возложено на налоговых агентов.
В результате контрольной и разъяснительной работы (в том числе с использованием средств массовой информации) проведенной налоговыми органами области, на учет в 2015 году поставлено 11,9 тысяч физических лиц, сдающих в наем жилые помещения, что на 1,9 тысяч плательщиков больше 2014 года. Указанной категорией плательщиков за 2015 год уплачено 15,6 млрд. руб. подоходного налога в фиксированных суммах, что в 1,3 раза выше уровня 2014 года.
В инспекциях МНС Гродненской области на учете в качестве плательщиков имущественных налогов в 2015 году состояло 346,8 тысяч физических лица, которым предъявлено к уплате налога на недвижимость и платежей за землю на сумму 42,5 млрд. руб. По сравнению с предыдущим отчетным периодом сумма указанных платежей, предъявленных к уплате, увеличилась на 8,6 млрд. руб., или в 1,3 раза в связи с увеличением стоимости принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений, увеличением кадастровой оценки земельных участков по сравнению с прошлым годом, а также увеличением ставок налога на недвижимость и платежей за землю местными Советами депутатов.
В целях предупреждения и предотвращения нарушений в налоговой сфере огромное внимание в работе налоговых инспекций с плательщиками уделяется организации разъяснительно-информационной и консультационной работы, проведению мероприятий предупредительного характера, своевременному и полному информированию налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства.
В текущем году налоговым органам предстоит обеспечить поступление в бюджет сбора на финансирование государственных расходов в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества».
В целях максимального информирования плательщиков по различным вопросам налогообложения в 2015 году инспекциями Гродненской области проведено 343 семинара, 1 005 «круглых стола», деловых встреч и совещаний с плательщиками.
По наиболее актуальным вопросам налогового законодательства в целом по области проведено 1 073 «прямых» телефонных линий и 212 «тематических» и «горячих» линий. Подготовлено 1 120 разъяснений по письменным запросам налогоплательщиков.
В 2015 году направлено для опубликования 1 074 статьи и другой информации по вопросам налогообложения, на региональный раздел интернет-сайта МНС направлено для размещения 972 материала с информацией для налогоплательщиков. Организована разъяснительная и информационная работа с использованием каналов радио и телевидения: в 2015 году проведено 163 выступления и размещено 227 информационных сообщений и разъяснений на телевидении, 129 выступлений и 261 информационное сообщение на радио.
Немаловажная роль отводится просветительской работе с учащимися учебных заведений Гродненской области. В ходе проведения занятий и чтения лекций по вопросам налоговой грамотности в школах, средних и высших учебных заведениях области закладываются основы формирования налоговой культуры, уважительного отношения к налогам в обществе. Особенное внимание уделяется проведению специалистами и руководителями структурных подразделений инспекции МНС по Гродненской области факультативных занятий в открывшемся с 2014 года первом в республике профильном налогово-экономическом классе в средней школе №13 г. Гродно.
Стратегия развития налоговых органов Республики Беларусь на 2016-2020 годы предполагает достижение следующих основных целей:
- обеспечение полноты поступления налогов, сборов и других платежей бюджет;
- создание комфортных условий для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств;
- повышение эффективности деятельности налоговых органов.
В целях обеспечения реализации указанных направлений предусмотрен ряд мероприятий.
С 1 июля 2016 года внедряется механизм электронных налоговых счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость, которые будут обязательны для использования всеми плательщиками НДС. На основе данных счетов-фактур будут проводиться налоговые вычеты, что повысит эффективность механизма администрирования НДС.
Вводятся ограничения возможности налоговых злоупотреблений при формировании затрат и применении особых режимов налогообложения. Так, например, с 2016 года в отношении налога на прибыль вводятся ограничения на включение в состав учитываемых при налогообложении затрат единовременной материальной помощи на оздоровление, а также выплаты вознаграждения членам совета директоров (наблюдательного совета) предприятия. Существенные изменения коснулись и порядка использования особых режимов налогообложения. Так, критерий валовой выручки, при превышении которого индивидуальные предприниматели обязаны прекратить применение упрощенной системы налогообложения и перейти на общеустановленный порядок налогообложения, с января 2016 года установлен в размере 1,5 млрд. белорусских рублей.
В текущем году не вправе применять УСН субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю через интернет-магазины. С 2016 года отменена ставка налога в размере 3 % в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров, а также снижен с 1500 до 1000 кв. метров критерий общей площади капитальных строений, при котором плательщики УСН обязаны уплачивать налог на недвижимость.
В рамках процесса оптимизации налоговых льгот с 2016 года отменяются льготы по налогу на прибыль в отношении прибыли организаций от реализации производимой ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства и рыбоводства, а также в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса.
В части совершенствования механизма контроля трансфертного ценообразования (проверки соответствия цен, примененных плательщиком, рыночным ценам) с 2016 года налоговым органам дополнительно предоставлено право проводить корректировку налоговой базы по налогу на прибыль в части внереализационных доходов и расходов, имущественных прав, а также операций по приобретению недвижимого имущества в случае, если цена сделок отклоняется более чем на 20% от рыночной.
Определенные новшества введены и для целей налогообложения физических лиц. Ставка подоходного налога в отношении сумм превышения расходов над доходами физических лиц, у которых налоговыми органами истребована декларация о доходах и имуществе, увеличена с 13 до 16%. В размере 4% в 2016 году облагаются доходы в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученные физическими лицами от организаторов азартных игр - юридических лиц Республики Беларусь.
С 01.01.2016 годовая ставка налога на недвижимость для физических лиц, имеющих в собственности два и более жилых помещения в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах, установлена в размере 0,2% (вместо применявшейся ранее ставки 0,1%).
Совершенствование системы налогового контроля и противодействия теневой экономике, будет достигаться в том числе за счет:
- развития автоматизированных систем камерального контроля, в том числе крупных плательщиков и физических лиц;
- внедрения автоматизированной информационной системы контроля кассового оборудования;
- внедрения механизма стимулирования покупателей (потребителей) по истребованию ими кассовых чеков;
- совершенствования системы контроля за осуществлением деятельности в сети Интернет.
В дальнейшем, продолжится работа по созданию более комфортных условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств, в том числе за счет развития широкой линейки электронных сервисов. Налоговые органы будут стремиться к минимизации непосредственного контакта с плательщиками за счет внедрения IT-технологий. В перспективе планируется полностью исключить бумажный документооборот, перейдя на электронное взаимодействие с плательщиками.
В целях создания комфортных условий для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств в Республике Беларусь реализуется совместный проект ПРООН и Министерства по налогам и сборам «Содействие Республике Беларусь в создании института налоговых консультантов». После завершения соответствующего обучения и сдачи квалификационного экзамена подобного рода специалисты будут осуществлять комплексное обслуживание плательщиков по вопросам налогообложения и нести ответственность за результаты своей работы.
На повышение уровня знаний налогового законодательства и налоговой культуры плательщиков, своевременное и полное исполнение ими своих налоговых обязательств будет направлена проводимая в налоговых инспекциях области информационно-разъяснительная работа.
В связи с объявлением 2016 года годом культуры большое внимание будет отводиться просветительской деятельности, направленной на формирование представления о социальной значимости налогов, о роли и значении налоговой системы и налоговых органов в обществе, создание и развитие партнерских отношений плательщика и государства. Такая работа будет осуществляться посредством широкого использования средств массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет-ресурсы), путем проведения акций, конкурсов, издания памяток, буклетов, распространения социальной рекламы, проведения лекций в трудовых и учебных коллективах.